Александром Сергеевичем Пушкиным было написано немало произведений, посвященных близким и дорогим сердцу людям. Стихотворение «Пущину» было посвящено верному лицеистскому другу Пушкина, и написано в драматический период жизни обоих товарищей. Предлагаем краткий анализ «Пущину» по плану, который поможет при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1826 году и посвящен Ивану Пущину, близкому другу поэта.

Тема стихотворения – Дружба.

Композиция – Произведение состоит из двух условных частей: в первой части автор вспоминает встречу с дорогим другом в Михайловском, во второй - старается поддержать друга в его трагическую минуту.

Жанр - Дружеское послание.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры «лучом лицейских…дней».

Эпитеты - «бесценный», «печальным», «ясных ».

Олицетворение - «колокольчик огласил ».

История создания

Александр Сергеевич всегда имел славу смелого поэта, писавшего излишне «вольные» стихи. Опасаясь опасного влияния поэта, в 1820 году император отправил его подальше от столицы, в жаркую Одессу. Однако и там Пушкин пробыл недолго - после серьезного конфликта с местным губернатором он был сослан родовое поместье - глухое село Михайловское.

Будучи отрезанным от блестящей светской жизни Петербурга и Москвы, Александр Сергеевич был вынужден вести уединенный образ жизни. Одним из первых, кто навестил опального поэта, стал преданный друг его юности - Иван Пущин. Он пробыл в имении Пушкина всего один день, но и этого времени хватило, чтобы поддержать друга в трудную минуту.

Уже тогда Пущин, один из активных участников декабристского движения, прекрасно понимал, что эта встреча будет последней, но не обмолвился об этом ни слова. Как позже узнает Пушкин, после провала восстания на Сенатской, Пущин будет осужден и приговорен к пожизненной каторге.

В 1826 году, вспоминая последнюю встречу с верным другом и желая как-то его поддержать, Пушкин пишет стихотворение и посвящает его Пущину.

Тема

Главная тема произведения - дружба и ее высокая ценность для Пушкина. Он представляет ее как наивысший дар, способный подарить искреннюю радость и утешит в тяжелые минуты.

До последних дней своей жизни поэт оставался верен идеалам, заложенным во время обучения Старосельском лицее. Именно тогда судьба связала его с Иваном Пущиным, ставшим одним из самых верных и преданных его товарищей. Их связывало истинное братство и общие жизненные ценности - честь, свобода, любовь к отчизне.

Встреча с Пущиным во время ссылки поэта стала для него подарком судьбы, наилучшей отрадой, которую он мог получить в те непростые для него дни. Это событие оставило глубокий след в душе поэта, который спустя время отобразил его в своем произведении.

Узнав о трагической судьбе товарища-декабриста, Пушкин не мог поддержать его добрым словом при личной встрече: посещение политических узников было под строжайшим запретом. Однако поэт сделал это при помощи пера, посвятив стихотворение своему лицейскому другу.

Он молил « святое провиденье », чтобы во времена тяжких испытаний его товарищ не пал духом, и его заточение было озарено « лучом лицейских ясных дней ». Всего в нескольких строках переплелись скорбь, торжественность и чувство уединения.

Произведение наполнено удивительно глубоким и чистым чувством к своему товарищу. Недаром впоследствии оно будет признано одним из лучших образцов дружеской лирики.

Композиция

В произведении отсутствует конкретный сюжет, он имеет форму дружеского обращения. Лирическое стихотворение состоит из двух пятистиший.

Условно стих можно разделить на две части. В первой части лирический герой, который является прототипом самого Пушкина, выражает свою искреннюю дружескую привязанность к Пущину. Поэт всегда очень высоко ставил дружбу и дорожил теми крепкими узами, которые появились еще во времена обучения в Старосельском лицее.

Второе пятистишие посвящено Ивану Пущину, сосланному в Сибирь. После провала плана по свержению императора Николая I он, отказавшись бежать заграницу, дожидался ареста в своем доме в Петербурге. Пушкин надеется, что эти строчки смогут поднять дух товарища, которого постигла столь горькая участь.

Жанр

Произведение написано в жанре дружеского послания. За основу взят четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Произведение написано высоким торжественным стилем, который подчеркивается анафорой («Да голос.… Да озарит…») и старославянской лексикой («святое провиденье»).

«Пущину» - одно из многочисленных стихотворений-посвящений, написанных Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт, щедрый на эмоции и чувства, легко посвящал стихотворения многочисленным друзьям и недругам. Но И.И. Пущин всегда занимал в сердце Александра Сергеевича особое место — первый из лицейских друзей, единомышленник, он был важен для Пушкина.

Стихотворение было написано накануне первой годовщины восстания на Сенатской, в котором Пущин принял непосредственное участие. Как декабрист, один из лидеров движения, он был осужден и сослан на три десятка лет. Именно разлука с другом стала причиной написания стихотворения, в котором великий русский поэт вспоминает другой случай, связанный с Пущиным: как тот первым прервал вынужденное уединение отправленного в ссылку Пушкина, приехав в нему в начале 1825 года.

Главная тема стихотворения

Центральной темой стихотворного послания к И.И. Пущину безусловно является дружба. Пушкин обращается к Пущину, называя первым и бесценным другом, говорит о том, какое влияние оказало на него их общение, насколько важным и ценным оно было. Во второй части произведения Пушкин выражает надежду, что ясные лицейские дни, точнее, воспоминания о них, несколько скрасят Пущину долгое и безрадостное заточение.

Из короткого произведения становится ясно, насколько дорога для Александра Сергеевича эта дружба, заложенная в далекой юности и пронесенная сквозь все годы и тяжелые испытания. Юные поэт и революционер познакомились в Царскосельском лицее, вместе прошли период формирования и закаления характеров, приобрели идеалы, за которые боролись всю жизнь — свобода, честь и любовь к отчизне.

Встреча, о которой вспоминает в стихотворении Пушкин, отпечаталась у него в памяти как одно из наиболее важных и светлых событий «ссыльного периода». На момент написания «Пущину» Александр Сергеевич не мог ответить своему другу тем же: он и сам находился в ссылке. Кроме того, посещения тех, кто проходил по делу декабристов, были строго ограничены, и вряд ли опальному поэту разрешили бы присутствовать в столице или посетить Пущина в месте, где он оказался после приговора.

Именно поэтому Пушкин делает единственное, что в его силах: пишет. Пишет чудесный, полный любви и заботы о другом человеке стих, который впоследствии назовут одним из лучших образцов его дружеской лирики. Впоследствии, когда ссылка закончилась, и Пушкин снова обрел могущественных покровителей, он старался изменить императорское решение о судьбе своего лицейского друга и посвятил ему множество стихов. Но больше друзьям не суждено было увидеться.

Структурный анализ стихотворения

В произведении используется четырехстопный ямб, оно состоит всего из 2-х пятистиший. Главным героем произведения является сам Пушкин, который обращается, используя значимую, торжественную лексику, к своему лучшему другу. Во втором пятистишии очень удачно применена анафора «Да голос… Да озарит», что усиливает эффект от последних строк стихотворения, отпечатывая в памяти читателя пушкинское напутствие-пожелание.

Дружеская лирика стоит особняком в творчестве великого поэта, но «Пущину» даже среди нее выделяется. В коротком и внешне простом стихе Пушкин выразил всю нежность и беспокойство о судьбе друга, пожелал облегчения его участи. Впоследствии, находясь под впечатлением от этих строк, Пущин написал мемуары, посвященные его дружбе с великим поэтом.

Стихотворение А. С. Пушкина «И. И. Пущину» было написано 13 декабря 1826 году во Пскове. Главная мысль стихотворения заключается в том, что Пушкин благодарен Пущину за то, что он, несмотря на запрет, все-таки заехал на несколько часов к другу, когда тот был в ссылке в Михайловском.
Стихотворение начинается с обращения Пушкина к Пущину:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
Автор называет друга первым и бесценным - и это действительно так. Поэту в Михайловском было одиноко,
и, когда к нему в гости заехал Пущин, Пушкин был рад и заметно повеселел:
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Этим стихотворением автор выражает свою признательность Пущину, который после восстания находился в ссылке, на каторжных работах в Сибири. Он отправляет это стихотворение с посланием декабристам «Во глубине сибирских руд...» Для первой строфы этого стихотворения Пушкин взял без изменений пять первых стихов неоконченного послания Пущину, написанного еще в 1825 году.
В стихотворении есть эпитеты (бесценный, уединенный, святое), олицетворение (колокольчик огласил).

Наверное, каждый знает, какое место в жизни Пушкина занимал Царскосельский лицей. В одном из своих стихотворений он скажет: «Нам целый мир – чужбина, Отчество нам - Царское Село». И действительно, лицей стал тем учебным заведением, в котором формировался характер будущего поэта, складывалось отношение к жизни. А еще – здесь появились первые друзья, память о которых не покидала его даже в годы житейских невзгод.

Одним из таких друзей стал Иван Пущин, которому Пушкин посвятил одно из своих стихотворений.

Он так и назвал его – «Пущину». Жанр стихотворения – послание – определил композицию произведения, которое начинается с таких проникновенных слов:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Дважды уже в первой строке повторяет поэт слово «мой друг», инверсией выделяется эпитет «бесценный», и мы понимаем, какой сильной была эта дружба! Два ключевых события из их взаимоотношений называет Пушкин, потому и состоит стихотворение из двух пятистиший.

Первое событие легко узнаваемо всеми, кто хоть немного знает биографию поэта. Лирический герой вспоминает:

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Встреча Пушкина с Пущиным произошла в Михайловском, куда поэт был сослан в 1924 году. Царь запретил посещать опального поэта, но Пущин нарушил этот запрет.

Перед нами возникают картины Михайловского – «двор уединенный» (известно, что только няня Арина Родионовна разделила горечь ссылки), «печальным снегом занесенный» (мы знаем, что встреча произошла зимой), звук колокольчика (едва услышав его, Пушкин, почти не одетый, выбежал во двор, бросившись обнимать своего друга). Благодаря мужской рифме (благословил - огласил, уединенный – занесенный) мы как будто еще острее воспринимаем заточение поэта. Все очень просто, так, как было в действительности. Может быть, именно эта безыскусность придает первой части стихотворения такую искренность? Лирический герой, вспоминая эту встречу, благодарит (благословляет) судьбу за то, что она подарила ему эту встречу.

Совсем по-другому звучит вторая часть:

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Здесь много высоких слов (провидение, утешение, заточение), метафор (озарит заточенье, лучом лицейских…дней), которые создают торжественную интонацию. Чувства поэта подчеркивает и восклицательное предложение, и анафора. Он выражает надежду на то, что его послание станет для Пущина тем же подарком судьбы, который несколько лет назад сделал ему Пущин. Известно, что поэт передал послание своему другу, когда тот был отправлен в ссылку в Сибирь. Может быть, именно этим обстоятельством вызван высокий тон этой части? Открытая женская рифма (в сочетании с мужской) далеко уносит голос поэта, который услышат даже в Сибири.

Стихотворение А. Пушкина переросло границы обычного дружеского послания. Оно стало утешением всем, кто был сослан царским правительством после декабрьского вооруженного восстания 1825 года. Луч воспоминаний коснулся всех, осветив каждому то лучшее, то было в их жизни, то, ради чего они всем пожертвовали. Потомки этого не забыли.

Стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1826 году. Стихотворение является обращением к другу Ивану Пущину. Друзья знакомы со времен лицея, между Пушкиным и Пущиным (интересно заметить, что у друзей даже созвучны фамилии) были теплые отношения, они доверяли друг другу. Стоит сказать также о том, что лицеистов в то время связывал и общий интерес к литературе.

Пушкин написал стихотворение в поддержку своему другу, Пущина приговорили к пожизненной каторге после восстания декабристов. Символично, что в 1825 году Пущин так же поддержал знаменитого поэта, когда он находился в своем родовом имении. Пушкина сослали туда власти за его труды. В этот тяжкий момент Пущин был спасением для друга. Поэт пишет в стихотворении «И я судьбу благославил».

Во второй строфе Пушкин уже отвечает взаимностью и утешает своего друга. Он пишет «молю святое провиденье…дарует то же утешенье». Поэт верит, что старания друга были во благо, он искренне сочувствует и от всего сердца дарит то же утешенье, что и Пущин в 1825 году.

Друзья не отворачивались друг от друга в тяжелые времена, они были вместе душой. После 1825 года друзья так и не увиделись, хотя Пушкин пытался смягчить приговор. Только про прошествии 30 лет Иван пущин возвращается в Санкт-Петербург, но Александра Пушкина на тот момент в живых уже, конечно, не было.

Анализ стихотворения Пущину Пушкина

У Александра Сергеевича Пушкина было много друзей в то время, когда он учился в лицее. Но всех ближе ему был Пущин. Между ними сложились очень близкие и искренние отношения. Между ними было и много общего, например, схожие суждения о мире, привязанность к литературе. Иногда они соревновались - кто красивее и качественнее сочинит очередное стихотворение.

К сожалению, жизнь Пущина была не сладкой. Он был декабристом, а после попытки провести революцию, был сослан на каторгу. Их последняя встреча состоялась именно перед этим печальным событием, в это время Пушкин еще жил в своем родном селе. В село и приехал Пущин, чтобы навестить старого друга, эта встреча прошла быстро, но значение ее Пушкин понял только после того, как восставших жестко подавили.

Оказывается, что Пущин предполагал то, как кончит свою жизнь и приехал специально, чтобы попрощаться заранее с лучшим другом. Все это Пушкин после изложит в своем стихотворении "И. И. Пущину", он очень благодарен своему другу за то, что не оставил его в столь трудное время и нашел силы и время навестить. Когда же дела шли плохо у самого Пущина, то Пушкин тоже поддержал его - написал стихотворение.

В своем стихотворении Пушкин не только говорит спасибо своему другу, но и передает свои надежды на то, что жертвы декабристского восстания были не зря, и общество ждет светлое будущее без лести, лжи и обмана.

Когда Пушкин узнал о приговоре для своего друга, то сразу решил действовать - обращался ко всем своим знакомым и даже к Александру Первому, все для того, чтобы спасти друга, но его попытки были тщетны. После Пушкин еще посвятит несколько произведении своему другу, расставание с которым будет сильно переживать

Все это великий поэт смог изобразить в своем стихотворении, которое написал специально в поддержку лучшего друга, которого считал близким человеком.

Анализ стихотворения Пущину по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тютчева Последняя любовь

    Стихотворение было написано состоявшимся и зрелым Федором Тютчевым в первой половине 19 века, на границе 1852 -1854 годов, и вошло в цикл, названный «Денисьевским», по отзывам критиков, самым известным и лирически напоенным.

  • Анализ стихотворения Рубцова В горнице

    Лирическое произведение Николая Рубцова «В горнице» - это одна из самых известных творческих работ поэта. Представленный стих часто причисляют к русскому народному творчеству, поскольку он наполнен богатыми символичными образами

  • Анализ стихотворения Кричат перепела, трещат коростели Фета

    Произведение относится к зрелому творчеству поэта и является в соответствии с жанровой направленностью пейзажной лирикой. Основной тематикой стихотворения становятся авторские философские раздумья

  • Анализ стихотворения Мать Некрасова

    Детство поэта проходило в не лучших для ребенка условиях. Тирания со стороны отца доставляла много горя матери, видя все это, маленький Николай испытывал большую досаду и неловкость за то, что не в состоянии повлиять на атмосферу в семье и защитить мать.

  • Анализ стихотворения Камыши Бальмонта

    В данном произведении поэт, с помощью образов, смог передать тягостные и пессимистические настроения.